Система наставничества
педагогических работников МБОУ «СОШ № 106 г. Челябинска"
В конце 2019 года Правительство Российской Федерации распоряжением от 31 декабря 2019 года № 3273р утвердило основные принципы национальной системы профессионального роста педагогических работников, включая национальную систему учительского роста.
Документ направлен на интеграцию в рамках федерального проекта «Учитель будущего» национального проекта «Образование» ключевых мероприятий по поддержке педагогического сообщества на всей территории страны, в том числе по непрерывному профессиональному развитию педагогов, стимулированию их профессионального роста.
Распоряжение предусматривает проведение ежегодного мониторинга обеспеченности школ и иных образовательных организаций кадрами, а также формирование перечня наиболее востребованных педагогических должностей в разрезе учебных предметов.
Согласно документу, Минпросвещения России совместно с Минобрнауки России и региональными органами управления образованием будет определять потребность в подготовке педагогических кадров по образовательным программам высшего образования. Отдельное внимание уделено анализу региональных систем оплаты труда педагогов.
Кроме того, распоряжение предписывает внести изменения в примерные основные образовательные программы, которые позволят студентам вузов проходить учебные модули и практики педагогического профиля по направлению подготовки.
По всей стране будет формироваться сеть центров непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников. Первые центры уже открылись и работают с 2019 года.
Распоряжение также предполагает внесение изменений в порядок аттестации педагогов, разработку и внедрение системы наставничества как одного из действенных механизмов для комфортного вхождения в профессию молодых педагогов.
Наставничество - форма обеспечения профессионального становления, развития и адаптации к квалифицированному исполнению должностных обязанностей лиц, в отношении которых осуществляется наставничество.
В рамках исполнения вышеуказанного постановления МБОУ «СОШ № 106 г. Челябинска» внедряет систему наставничества педагогических работников, целью которой является реализация комплекса мер по созданию эффективной среды наставничества в МБОУ «СОШ № 106 г. Челябинска», способствующей непрерывному профессиональному росту и самоопределению, личностному и социальному развитию педагогических работников, самореализации и закреплению молодых/начинающих специалистов в педагогической профессии.
Задачи системы наставничества педагогических работников:- содействовать созданию в МБОУ «СОШ № 106 г. Челябинска» психологически комфортной образовательной среды наставничества, способствующей раскрытию личностного, профессионального, творческого потенциала педагогов путем проектирования их индивидуальной профессиональной траектории;
- оказывать помощь в освоении цифровой информационно-коммуникативной среды, эффективных форматов непрерывного профессионального развития и методической поддержки педагогических работников МБОУ «СОШ № 106 г. Челябинска», региональных систем научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров;
- содействовать участию в стратегических партнерских отношениях, развитию горизонтальных связей в сфере наставничества на школьном и внешкольном уровнях;
- способствовать развитию профессиональных компетенций педагогов в условиях цифровой образовательной среды, востребованности использования современных информационно-коммуникативных и педагогических технологий путем внедрения разнообразных, в том числе реверсивных, сетевых и дистанционных форм наставничества;
- содействовать увеличению числа закрепившихся в профессии педагогических кадров, в том числе молодых/начинающих педагогов;
- оказывать помощь в профессиональной и должностной адаптации педагога, в отношении которого осуществляется наставничество, к условиям осуществления педагогической деятельности МБОУ «СОШ № 106 г. Челябинска», ознакомление с традициями и укладом школьной жизни, а также в преодолении профессиональных трудностей, возникающих при выполнении должностных обязанностей;
- обеспечивать формирование и развитие профессиональных знаний и навыков педагога, в отношении которого осуществляется наставничество;
- ускорять процесс профессионального становления и развития педагога, в отношении которых осуществляется наставничество, развитие их способности самостоятельно, качественно и ответственно выполнять возложенные функциональные обязанности в соответствии с замещаемой должностью;
- содействовать в выработке навыков профессионального поведения педагогов, в отношении которых осуществляется наставничество, соответствующего профессионально-этическим принципам, а также требованиям, установленным законодательством;
- знакомить педагогов, в отношении которых осуществляется наставничество, с эффективными формами и методами индивидуальной работы и работы в коллективе, направленными на развитие их способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на них должностные обязанности, повышать свой профессиональный уровень.
1.
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.12.2019 г. № 3273-р «Об утверждении основных принципов национальной системы профессионального роста педагогических работников Российской Федерации, включая национальную систему учительского роста»2.
Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 07.12.2022 № 02/2782 «Об утверждении Типового положения о системе наставничества педагогических работников в образовательных организациях Челябинской области, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ и образовательных программ среднего профессионального образования»3.
Приказ МБОУ «СОШ № 106 г. Челябинска» от 14.12.2022 г. № 793-о «Об утверждении Положения о системе наставничества педагогических работников МБОУ «СОШ № 106 г. Челябинска»4.
Положение о системе наставничества педагогических работников в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 106 г. Челябинска» (утверждено приказом МБОУ «СОШ № 106 г. Челябинска» № 793-о от 14.12.2022 г)5.
Дорожная карта (план мероприятий) по реализации положения о системе наставничества педагогических работников в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 106 г. Челябинска» (утверждена приказом МБОУ «СОШ № 106 г. Челябинска» № 793-о от 14.12.2022 г.)6.
Приказ МБОУ «СОШ № 106 г. Челябинска» от 15.12.2022 г. № 794-о «О закреплении наставнических пар/групп педагогических работников МБОУ «СОШ № 106 г. Челябинска» на 2 полугодие 2022/2023 учебного года»7.
Программа целевой модели наставничества «Учитель-учитель» в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 106 г. Челябинска» (утверждена приказом МБОУ «СОШ № 106 г. Челябинска» № 794-о от 15.12.2022 г.)8.
Рекомендации и памятки педагогам.
Ответственный специалист (куратор) за реализацию системы наставничества педагогических работников МБОУ «СОШ № 106 г. Челябинска":
Бастанов Расим Ильсурович,заместитель директора по учебно-воспитательной работе
тел.: +7 (351) 772-84-84
E-mail: schoolchel106@bk.ru