!!!"Умный успешно выходит из ситуаций,
в которые мудрый не попадает"
Куратор школьной службы примирения
Хачатрян Нелли Мушеговна
педагог-психолог
кабинет 311, тел. 8 (351) 772-84-84
Зачем нужна школьная служба примирения?
Школьная жизнь – это сложный процесс, включающий в себя не только учебные ситуации, но и совершенно разные уровни взаимодействия большого количества людей: родителей, педагогов, обучающихся.
В ходе этих отношений не редко возникают конфликтные ситуации.
Школьная служба примирения предназначена для того, чтобы создать условия, где две конфликтующие стороны смогли бы снова понимать друг друга и договариваться о приемлемых для них вариантах разрешения проблем.
Одним из способов разрешения проблем (конфликтов) является -
медиация, которая лежит в основе школьной службы примирения.
Медиация — это одна из методик альтернативного урегулирования споров с участием третьей нейтральной, беспристрастной, не заинтересованной в данном конфликте стороны — медиатора, который содействует примирению сторон или достижению определенных соглашений, при этом стороны полностью контролируют процесс принятия решения по урегулированию спора и условия его разрешения.
Что представляет собой школьная служба примирения?
Школьной службы примирения - это служба, созданная в образовательной организации и состоящая из работников образовательной организации, учащихся и их родителей (законные представители), прошедших необходимую подготовку и обучение основам метода школьной медиации и медиативного подхода.
Задачи школьной службы примирения – сделать так, чтобы максимальное число конфликтов разрешалось восстановительным способом.
Восстановительный подход к разрешению конфликтов позволяет избавиться от обиды, ненависти и других негативных переживаний, самостоятельно разрешить ситуацию (возместить ущерб, договориться, извиниться, простить), избежать повторения подобного в будущем.
Целью применения метода «Школьная медиация» и медиативного подхода является формирование безопасной среды.
Безопасность в школе – это уверенность, спокойствие, отсутствие страха за свою жизнь, знание того, что никто не останется безучастным к твоим проблемам. Это хороший микроклимат в школьном коллективе, помощь и забота старших учащихся о младших, взаимопонимание между взрослыми и детьми.
Безопасность в школе – это когда родители спокойны за своего ребенка, уверены, что ему ничего не угрожает.
От каждого из нас зависит,
будет ли наша школа безопасной.
Это, наверное, трудно, но все вместе,
каждый своим личным примером
может сделать нашу школу безопасной.
Школьная служба примирения создает основу для формирования безопасного пространства в образовательном учреждении. А лишь удовлетворив эту базовую потребность, потребность в безопасности, мы можем рассчитывать на эффективность работы системы и появление глубинной потребности к получению знаний, познанию мира, открытости к нему.
Зачем нужна школьная служба примирения
родителям (законным представителям) обучающихся?
Школьная служба примирения позволяет разрешать конфликт, выявляя его причину и движущую силу, предотвращать конфликты, оберегать детей и подростков от агрессивного, порой отвергающего воздействия окружающей среды, корректировать поведение тех, кто уже оступился. Кроме того, медиация – это инструмент помощи в разрешении конфликтов между детьми-школьниками, между детьми и взрослыми.
Зачем нужна школьная служба примирения обучающимся?
Конфликт в школе, как и в обществе, неизбежен, это одно из условий развития мира. Но надо учиться решать его мирным путем. В общем, можно сказать следующее: чтобы дети умели сами выходить из трудной ситуации, нужно, чтобы им дали возможность на равных участвовать в разрешении конфликтов, прислушивались к их мнению. Медиация, конечно, не волшебная палочка, которая мигом уладила бы все конфликты. Однако благодаря медиации можно хотя бы в какой-то мере снизить уровень подростковой преступности. Можно разрешать споры и конфликты, не доводя их до более тяжких последствий. То есть можно на ранних стадиях помочь детям, чтобы они не стали преступниками или не попали в сложную жизненную ситуацию.
В процессе медиации каждый участник, как ребенок, так и взрослый, как обидчик, так и «жертва», может рассчитывать на то, что будет выслушан, услышан, его постараются понять, он сможет высказать свою позицию и видение ситуации, а также может предложить свою альтернативу разрешения конфликта. Такое общение в доверительной, уважительной обстановке, создается необходимое чувство безопасности, где может создаваться разрешение спора, где стороны могут прийти к соглашению, которое, скорее всего, будут склонны реализовывать, так как непосредственно участвовали в его создании.
Школьная служба примирения это:• Разрешение конфликтов силами самой школы.
• Изменение традиций реагирования на конфликтные ситуации.
• Профилактика школьной дезадаптации.
• Школьное самоуправление и волонтерское движение подростков школы.
После обращения с каждым из участников конфликта будет организована встреча, для обсуждения его отношения к случившемуся и желания участвовать во встрече.
В случае добровольного согласия сторон, куратору школьной службы примирения проводит примирительную встречу, на которой
обсуждается следующие вопросы:• каковы последствия ситуации для обеих сторон;
• каким образом разрешить ситуацию;
• как сделать, чтобы этого не повторилось.
При необходимости составляется план по возмещению ущерба и социально-психологической реабилитации сторон.
На встрече выполняются следующие правила:• Поскольку каждый человек имеет право высказать свое мнение, то перебивать говорящего человека нельзя. Слово будет дано каждому участнику.
• На встрече нужно воздержаться от ругани и оскорблений.
• Чтобы не было сплетен после встречи, вся информация о происходящем на встрече не разглашается.
• Вы в любой момент можете прекратить встречу или просить индивидуального разговора с ведущим программы.
Профилактика конфликтов
Профилактика конфликтов - это предупреждение конфликтов. Профилактика конфликтов заключается в создании условий, которые бы минимизировали возникновения противоречий между людьми. Управление конфликтом предполагает создание условий для его предупреждения.
Социально-психологические методы, ориентированные на предотвращение конфликтных ситуаций путем воздействия на эмоции людей:
• Метод согласия (привлечение потенциальных конфликтующих в общее дело)
• Метод доброжелательности (готовность оказать собеседнику практическую поддержку)
• Метод сохранения репутации партнера. «Относись к людям так, как хочешь, что бы они относились к тебе»
• Метод взаимного дополнения (при формировании рабочих групп)
• Метод недопущения дискриминации людей (избегания негативных эмоций, как чувство обиды)
• Метод психологического подъема (совместные мероприятия: праздники, соревнования, тренинги, отдых)
Данные мероприятия вызывают положительные чувства, взаимные симпатии и создают морально-психологическую атмосферу в организации, что предполагает сплачивание коллектива.
Мероприятия:• Работа "Школьного телевидения"
(школьные новости, достижения, конкурсы, поздравления с Днем рождения и календарными праздниками)с обучающимся• Профилактика школьной дезадаптации.
(Родительские собрания, консультации, памятки с рекомендациями по вопросам профилактики школьной дезадаптации)• Школьное самоуправление
• Волонтерское движение
• Школьная команда "РИТМ" (по методу "сверстник-сверстнику")
- ктегория "ДоброВолец"
- категория "Наставничество"
- категория "отряд Вожатых"
• Классные часы в 1-11 классах "Разговоры о важном"
• и другие...
с педагогами• Поздравления с Днем рождения
• Костюмированное поздравление Снегурочки и Деда Мороза с Новым годом всех ов коллектива
• Поздравление с Новым годом детей сотрудников на дому (по желанию)
• Совместные тренинги, праздники
• Методические недели
• Совместный отдых с выездом на природу
• Работа Профсоюзного комитета
• и другие...
Нормативно-правовые документы:
•
Конституция Российской Федерации•
Гражданский кодекс Российской Федерации•
Семейный кодекс Российской Федерации•
Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации"•
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"•
Конвенция о правах ребёнка•
Конвенции о защите прав детей и сотрудничестве, заключённые в г. Гааге, 1980, 1996, 2007 годов•
Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 193-ФЗ "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)"•
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2013 г. № ВК-844/07 «О направлении методических рекомендаций по организации служб школьной медиации».
Локальные акты,
регламентирующие деятельности школьной службы примирения:
•
Приказ МБОУ «СОШ № 106 г. Челябинска» от 31.08.2021 № 432-о «О создании Школьной службы примирения в МБОУ «СОШ № 106 г. Челябинска»•
Приказ МБОУ «СОШ № 106 г. Челябинска» от 16.08.2023 № 438-о «О функционировании Школьной службы примирения в МБОУ «СОШ № 106 г. Челябинска»•
Приказ МБОУ «СОШ № 106 г. Челябинска» от 17.08.2023 № 439-о «О назначении куратора Школьной службы примирения в МБОУ «СОШ № 106 г. Челябинска»•
Положение о школьной службе примирения в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 106 г. Челябинска» (в редакции приказа от приказ от 05.04.2023 № 234-о)•
Методические рекомендации по развитию сети школьных служб примирения в образовательных организациях города Челябинска (приложение к письму Комитета по делам образования города Челябинска)•
Форма журнала регистрации конфликтных ситуаций в МБОУ «СОШ № 106 г. Челябинска»