МБОУ "СОШ № 106 г. Челябинска" - филиалов не имеет***
Ф.И.О. Савчук Анастасия АлександровнаЗанимаемая должность: педагог-психолог***
Место нахождения: Корпус № 2
ул. Правдухина, дом 10-аКонтактный телефон:
(351) 772-84-84Корпус № 3
ул. Крылова, дом 17-аКонтактный телефон:
(351) 773-68-92E-mail:
schoolchel106@bk.ruЛОКАЛЬНЫЕ АКТЫ:•
Положение о психологическом пункте
• Положение о психолого-педагогическом консилиум
"ТЕЛЕФОНЫ ДОВЕРИЯ"
• Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав Тракторозаводского район
(351)775-30-60• Подразделения по делам несовершеннолетних отдела полиции Тракторозаводского района
(351)771-78-72• Учреждение социального обслуживания «Кризисный центр»
(351)263-65-50• Областной центр социальной защиты «Семья»
(351)775-53-22, (351)731-66-75, (351)730-55-86• Уполномоченный по правам ребенка в Челябинской области
(351)737-15-41• Бесплатный всероссийский Телефон Доверия для детей и родителей
8-800-2000-122• Бесплатный государственный (служба Здравоохранения) Телефон Доверия 8 (351) 269-77-77 для детей и взрослых, оказавшихся в кризисной ситуации (по будням с 17:00 до 8:00)
ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ на Internet-ресурсы
•
ПСИХОЛОГОС Энциклопедия практической психологии. Психологическая защита детей •
Профилактика социального сиротства в России •
Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуацииМетодические материалы и рекомендации
Министерства образования и науки Челябинской области в разделе
«Антитерроризм» •
Методические рекомендации по внедрению программ психолого-педагогического сопровождения детей из семей участников религиозно-экстремистских объединений и псевдорелигиозных сект деструктивной направленности (от 11.05.2016. № 09-1063)•
Методические рекомендации для педагогических работников по профилактике проявлений терроризма и экстремизма в образовательных организациях (от 27.07.2016)•
Методические материалы для использования в образовательном процессе «Угрозы, вызываемые распространением идей терроризма и религиозно-политического экстремизма, межнациональной и межконфессиональной розни»РЕКОМЕНДАЦИИ
По выявлению жертв насилия, оказанию им помощи и
профилактике жестокого обращения с детьми
пробел Дети, сталкивающиеся с жестоким обращением, редко обращаются за помощью, а факт насилия становится очевидным, когда пострадавшие попадают в больницы или совершают правонарушения. Поведение и состояние детей должно быть постоянным объектом внимания, а порой и сигналом тревоги. Нам следует обращать внимания на ряд признаков:
пробел1) внешний вид ребенка. Как правило, у них, припухлые, "заспанные" глаза, бледное лицо, всклокоченные волосы, дурные привычки (сосание пальцев, кусание ногтей, раскачивание и др.), неопрятная одежда и другие признаки запущенности, общей неухоженности. На теле могут быть синяки, переломы, ожоги и другие травмы, происхождение которых он не может объяснить. Из-за этого ребенок во время переодевания, например, для занятий физической культурой, прячется, в жаркую погоду отказывается снять лишнюю одежду и т.д.
пробел2) особенности поведения детей. Они обычно подвержены неожиданной смене настроения, в младшем возрасте – приступам боязливости. Такой ребенок разговаривает сам с собой или играет в воображаемом мире намного больше остальных детей. Он способен также демонстрировать повышенную, агрессивность: ломать игрушки, легко ввязываться в драки, может выбрать малыша слабее себя, чтобы издеваться над ним. Педагога должно насторожить, если в отношениях со взрослыми ребенок постоянно ищет одобрения или внимания, даже отрицательного, безоглядно привязывается к любому человеку, искренне проявившему к нему интерес, и пытается помешать своему кумиру вступать в тесные отношения с остальным окружением. Причем, подверженный насилию ребенок может, с одной стороны, льнуть к олицетворяющему власть человеку, а с другой – всячески отклонять предложение сходить в гости.
пробел Наконец, для находящихся в условиях подавления детей характерны такие проявления, как а) повышенная уальность, внешне выражающаяся в стремлении ласкать самого себя; б) хвастливость, постоянное упоминание о том, какой он хороший, что он умеет делать, или же наоборот в) чрезмерная самокритичность, убежденность, что он ничего не умеет делать вплоть до аутоагрессии, демонстративного причинения вреда самому себе и угроз суицида. Нередки также попытки побега из дома, бродяжничество.
пробел3) особенности поведения насильника. На возможность насилия указывают следующие признаки:
• противоречивые, путаные объяснения причин возникновения травмы у ребенка, обвинение в случившемся самого пострадавшего;
• отсутствие обеспокоенности за судьбу и здоровье ребенка, бездействие или позднее обращение за медицинской помощью, зачастую – лишь по инициативе посторонних лиц;
• неадекватная оценка тяжести травмы, стремление ее преувеличить или преуменьшить;
• эмоциональная холодность в обращении с ребенком, отсутствие ласковых слов и жестов;
• обеспокоенность собственными проблемами, рассказы о том, как их наказывали в детстве;
• негативная характеристика ребенка, возложение на него ответственности за собственные неудачи, отождествление с нелюбимым родственником;
• алкогольная или наркотическая зависимость, признаки психических расстройств или проявление патологических черт характера (агрессивность, возбуждение и т. п.).
пробел При возникновении подозрений о возможности насилия над ребенком и первичном контакте с потерпевшим необходимо, не делая поспешных выводов, предпринять следующие действия:
пробел1. При отсутствии непосредственной угрозы жизни и безопасности ребенка следует незамедлительно и тщательно проверить достоверность предположений. Для этого используются беседы с самим ребенком, его братьями, сестрами, друзьями, соседями, родителями (законными представителями), наблюдения за внешним видом и поведением несовершеннолетнего, знакомство с условиями проживания несовершеннолетнего дома. Полученные данные можно заносить в специальный дневник.
пробел2. Подключить к работе педагога-психолога.
пробел3. Если факт жестокого обращения подтвердился и ребенок идет на контакт, то главная цель в беседе с жертвой насилия – это поддержать ребенка, выслушать его и дать выговориться. Нельзя перебивать вопросами, мешать рассказывать о случившемся своими словами, чтобы не создать ощущение давления. Полностью предоставив себя в распоряжение ребенка, взрослый показывает потерпевшему, насколько правильно он поступил, обратившись за помощью. Для получения результата обязательным условием проводимой беседы является сохранение спокойствия, чтобы не напугать ребенка гневом или недоверием, особенно если насильник – близкий родственник или педагог.
пробел4. Наиболее сложной является ситуация в случае уального насилия. Практика свидетельствует, что дети редко врут, если речь идет о нарушении половой неприкосновенности, ибо зачастую им угрожает расплата за несоблюдение тайны. Поэтому следует не только защитить ребенка от насильника, но и убедить жертву в ее невиновности. Обеспечивая безопасность пострадавшему, ему надо объяснить, что он имеет право, например, переехать жить на некоторое время в приют, перевестись в другой класс для уменьшения времени общения с определенным педагогом и др.
пробел Итак, условиями оказания эффективной помощи детям и подросткам, пострадавшим от насилия, являются:
• Безоговорочное и полное признание основных прав детей и подростков на жизнь, личную неприкосновенность, защиту, достойное существование.
• Доверие к детям и подросткам.
• Анонимность или конфиденциальность полученной информации.
• Формирование чувства безопасности у жертв насилия.
пробел В настоящее время в нашей стране, как и во многих странах мира, создаются кризисные центры для пострадавших от жестокого обращения, разрабатываются специальные программы по их реабилитации.
пробел Будьте внимательны друг к другу, не оставайтесь равнодушными к чужому горю, сделайте все возможное для предотвращения необратимых последствий.