Мобильная версия Полная версия
сегодня
Войти
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №106 г. Челябинска»

   Последние новости



  

Ресурсный класс

НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ:

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 г. № 1598 «Об утверждении ФГОС начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 г. № 1599 «Об утверждении ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра

Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 15.02.2022 г. № 01/274 «Об утверждении списка победителей конкурсного отбора муниципальных общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы общего образования, в целях создания ресурсных классов».

ЛОКАЛЬНЫЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ:


Положение о ресурсном классе на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 106 г. Челябинска».

Положение об организации инклюзивного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 106 г. Челябинска»..

Положение о порядке обучения по адаптированным основным образовательным программам в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 106 г. Челябинска»

Положение о порядке обучения по индивидуальному учебному плану в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 106 г. Челябинска».

Приказ об открытии ресурсного класса № 520-о от 30.08.2022.

Дорожная карта (план) по созданию в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 106 г. Челябинска» ресурсного класса.

Должностная инструкция учителя ресурсного класса МБОУ «СОШ № 106 г. Челябинска».

Должностная инструкция тьютора ресурсного класса МБОУ «СОШ № 106 г. Челябинска».

Должностная инструкция педагога-психолога ресурсного класса МБОУ «СОШ № 106 г. Челябинска».

Должностная инструкция учителя-логопеда ресурсного класса МБОУ «СОШ № 106 г. Челябинска».

Должностная инструкция учителя-дефектолога ресурсного класса МБОУ «СОШ № 106 г. Челябинска»

СОГЛАШЕНИЯ О СОТРУДНИЧЕСТВЕ

Соглашение № б/н от 08.09.2023 о сотрудничестве с Челябинской областной общественной организацией помощи детям «Открытое сердце» - до 31.08.2024.

Соглашение о взаимодействии и сотрудничестве с Челябинской областной общественной организацией помощи детям «Открытое сердце» № 1-РК от 30.08.2022 г. - до 31.08.2023.

Соглашение о сотрудничестве с МБОУ «СОШ № 109 г. Челябинска» от 01.05.2022 г.

Договор о взаимодействии с Территориальной Психолого-медико-педагогической комиссией Муниципального автономного учреждения «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Тракторозаводского района г. Челябинска» и психолого-педагогического консилиума МБОУ «СОШ № 109 г. Челябинска» от 01.09.2021 г. - срок до 31.08.2026.

Договор с родителями (законными представителями) (форма).

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ:

Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования обучающихся с расстройством аутистического спектра (вариант 8.2)

Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1)

Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2)

УЧЕБНЫЕ ПЛАНЫ:

Учебный план (извлечение из адаптированной основной образовательной программы начального общего образования обучающихся с расстройством аутистического спектра (РАС) (вариант 8.2) МБОУ «СОШ № 106 г. Челябинска» на 2022-2023 учебный год.

Учебный план (извлечение из адаптированной основной образовательной программы начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) МБОУ «СОШ № 106 г.Челябинска» на 2022-2023 учебный год.

Учебный план (извлечение из адаптированной основной образовательной программы начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) МБОУ «СОШ № 106 г.Челябинска» на 2022-2023 учебный год

РЕСУРСНЫЙ КЛАСС – РАВНЫЕ ПРАВА НА ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ КАЖДОГО РЕБЕНКА


Основная цель инклюзивного образования — создание благоприятных условий обучения для детей с ограниченными возможностями здоровья, которые обеспечат им адаптацию и включение в общество. Обучение в ресурсном классе позволяет реализовать право особого ребенка на получение общего образования совместно с типично развивающимися сверстниками.

Ресурсный класс
— это специальная образовательная модель, которая предполагает инклюзивное образование и индивидуальное обучение детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) или другими ментальными нарушениями. Ресурсный класс обеспечивает право на образование любому ребенку и позволяет организовать обучение каждого ученика в наиболее благоприятной для него среде в соответствии с его особыми образовательными потребностями и возможностями.

Что такое ресурсный класс?

Понятие «ресурсный класс» может быть использовано в разных значениях. Это может быть «группа учеников», которые испытывают различные сложности при освоении образовательной программы в условиях общеобразовательного класса. В этом случае школьники зачисляются в обычные классы школы.

Ресурсным классом может также называться пространственная зона, в которой сосредоточены максимально возможные для образовательной организации ресурсы (организационные, средовые, кадровые), которые способствуют инклюзии ребенка с аутизмом или с другими ментальными нарушениями в школьную среду.

В нашей стране в большинстве случаев ресурсные классы в образовательных организациях открываются по инициативе родителей особых детей. Родители объединяются в инициативные группы и формируют запрос на создание в школе специальных условий обучения.

При организации ресурсного класса учитываются следующие условия:
- готовность образовательной организации создать специальные образовательные условия для детей с аутизмом/ментальными нарушениями;
- наличие или создание команды специалистов ресурсного класса
- решение вопросов финансирования ресурсного класса.

Как устроены ресурсные классы

Для работы ресурсного класса необходимо наличие организованного и оборудованного в соответствии со всеми требованиями помещения, которое также может называться «ресурсной комнатой».
В этом помещении (ресурсном классе/комнате), как правило, выделяют ряд зон:
- рабочее место учителя/специалиста;
- место для проведения так называемого «круга», для приветствия друг друга/ прощания;
- столы для индивидуальных занятий;
- место для групповой работы;
- зона/комната сенсорной разгрузки для снятия напряжения после занятий.

В ресурсном классе могут обучаться и те дети, которые основную часть времени проводят на уроках в общеобразовательном классе, а в ресурсном проводят отдельные часы, и те, для кого обучение в ресурсном классе является основным.

Подходы и методы

Обучение в ресурсном классе позволяет индивидуализировать обучение для каждого ученика. Индивидуальная образовательная программа для учащегося ресурсного класса составляется в соответствии с рекомендациями ПМПК (психолого-медико-педагогической комиссии). При разработке программы также учитываются трудности и потребности ребенка, выявленные в ходе тестирования/углубленной диагностики. Адаптированная образовательная программа разрабатывается и реализуется всеми специалистами, работающими с учеником.

На основании индивидуальных потребностей каждого ученика организуется рабочее место, разрабатывается расписание, выбираются учебные материалы. Также специалисты определяют методы обучения, например, может быть использован метод прикладного анализа поведения (АВА).

Исходя из требований к организации учебного пространства, в ресурсном классе не должно быть больше 8 человек. Это позволяет одновременно со школьниками находиться в классе тьюторам (по количеству учеников), педагогу ресурсного класса, а также, при необходимости, другим специалистам.

Формы работы в классе

Ресурсные классы не являются коррекционными. В ресурсном классе, как и в коррекционном, обучение осуществляется по адаптированным образовательным программам, однако на этом их сходство заканчивается.

Главное отличие заключается в том, что ученики ресурсного класса последовательно включаются в учебную деятельность общеобразовательных классов. Включение ребенка в работу общеобразовательного класса происходит в индивидуальном режиме. Это касается сроков, продолжительности пребывания, выбора уроков, которые посещает ребенок. Совместное решение о готовности ученика посещать уроки общеобразовательного класса принимают супервизор и куратор ресурсного класса.

В ресурсном классе применяются разные формы обучения: индивидуальная (основная форма), групповая и обучение в естественных условиях.

На индивидуальных занятиях проводится работа по формированию и развитию когнитивных, речевых, игровых и академических навыков. Длительность индивидуального занятия, которое проводит тьютор или другой специалист, зависит от возможностей ребенка и может быть короче обычного урока. Структура индивидуальных занятий также зависит от многих факторов: особенностей ребенка, содержания его адаптированной образовательной программы, индивидуального расписания и расписания общеобразовательного класса.

Групповые занятия — это еще одна форма работы в ресурсном классе. Уроки могут проводить разные специалисты: учитель ресурсного класса, педагог-психолог или тьютор. Групповые занятия направлены на формирование навыков, необходимых для обучения в общеобразовательном классе, закрепление и обобщение знаний, полученных на индивидуальных занятиях, развитие умений социального взаимодействия.

Успешность работы ресурсного класса зависит от слаженной командной работы, которая предполагает четкую структуру и иерархию в группе специалистов, в состав которой включены: тьютор, учитель ресурсного класса, учитель-дефектолог, куратор.

Ключевая роль тьютора


Тьютор может быть рекомендован ребенку как на первых этапах, так и на протяжении всего периода обучения в школе. Помощь тьютора может сокращаться или использоваться фрагментарно по мере адаптации ребенка.

Тьютор сопровождает ребенка на уроках в общеобразовательном классе, при необходимости приходит ему на помощь в выполнении заданий и общении с одноклассниками. Тьютор также помогает адаптировать материал урока в соответствии с особенностями ученика, которого он сопровождает.

Тьютор постоянно находится с ребенком и использует для обучения различные режимные моменты и свободную деятельность ребенка. Это способствует их эффективному закреплению.

В обязанности тьютора входит:
- проведение индивидуальных занятий по формированию новых навыков по конспектам, подготовленным педагогом ресурсного класса/учителем планам-конспектам;
- выполнение учебных планов обычного класса;
- сопровождение ребенка на уроках/групповых занятиях в общеобразовательном классе и на групповых занятиях ресурсного класса;
- помощь ребенку в соблюдении режима учебного дня;
- организация совместной деятельности школьника ресурсного класса с одноклассниками из общеобразовательного класса.

Тьютор необходим, если у ребенка отмечаются трудности регулирования собственного поведения, которые нарушают учебный процесс в классе, есть признаки дезадаптивного поведения, например:
- выраженные агрессивные и аутоагрессивные проявления;
- трудности организации собственной продуктивной деятельности в урочной, внеурочной деятельности, в ходе режимных моментов и самообслуживании;
- ограничения в понимании речи учителя.

Другие специалисты

Учитель ресурсного класса:
- участвует в составлении и реализации адаптированной образовательной программы ребенка;
- выявляет приоритетные навыки ребенка на данный момент;
- определяет навыки для формирования на индивидуальных занятиях и указывает критерии их усвоения;
- анализирует результаты тестирования, на основе которого составляет и корректирует индивидуальную часть адаптированной образовательной программы;
- анализирует данные наблюдений за поведением обучающихся ресурсного класса;определяет учебные дисциплины, которые школьник с РАС будет изучать совместно с общеобразовательным классом;
- подбирает, адаптирует и модифицирует используемые учебные материалы;
совместно с учителем общеобразовательного класса участвует в организации процесса обучения детей ресурсного класса;
- проводит различные мероприятия по распространению знаний об аутизме и эффективных методах работы с детьми.

Учитель-дефектолог — специалист, который обладает знаниями по психолого-педагогическому сопровождению особых детей. Деятельность учителя-дефектолога направлена на помощь ребенку в освоении адаптированной образовательной программы.

К основным направлениям работы учителя-дефектолога в ресурсном классе относятся:
- формирование базовых предпосылок учебной деятельности (понимание инструкций и заданий, навыки работы по образцу), стереотипа учебного поведения, навыков социального взаимодействия, учебных и коммуникативных навыков;
- развитие представлений о себе и своем социальном окружении, помощь коллегам в адаптации учебных, дидактических материалов и организации образовательной среды, обеспечение методической поддержки учителю класса.

Куратор оказывает помощь специалистам при разработке и корректировке адаптированной образовательной программы и ее индивидуальной части, консультирует по вопросам разработки и реализации поведенческой программы, планов-конспектов, осуществляет помощь в ходе анализа результатов мониторинга и результатов наблюдений за поведением учеников ресурсного класса, проводит консультирование учителя ресурсного класса по вопросам, возникающим в ходе обучения школьников.

Обучение по методу прикладного анализа поведения


В том случае, если в ресурсном классе реализуется метод прикладного анализа поведения (ABA), в команду специалистов включаются также супервизор и педагог-психолог.

Супервизор — высококвалифицированный специалист АВА, который утверждает программы, составленные на основе тестирования, контролирует их реализацию и динамику продвижения детей, утверждает план перехода ученика в общеобразовательный класс, контролирует поведенческие программы, проводит тренинги и супервизии для учителя ресурсного класса и психолога.

Педагог-психолог проводит обучение педагогов, принимающих участие в обучении и сопровождении детей ресурсного класса, консультирует родителей по различным вопросам, осуществляет урегулирование конфликтных ситуаций между участниками образовательных отношений, утверждает и корректирует учебные планы, проводит мониторинг и оценку работы ресурсного класса.

Учитель ресурсного класса, работающий по методу АВА, составляет и корректирует индивидуальные программы и планы уроков, проводит тренинги инструкторов ресурсного класса по программам, осуществляет диагностику и анализирует полученные результаты, проводит мониторинг и коррекцию работы инструкторов ресурсного класса по планам, обучает тьюторов и корректирует их работу, консультирует родителей учащихся ресурсного класса, собирает информацию для супервизии по каждому школьнику класса.

Движение к инклюзии

Модель «Ресурсный класс» для детей с РАС и ментальными нарушениями позволяет создать комфортные и эффективные условия обучения и для школьников ресурсного класса, и для обычных учеников, и для педагогов школы, и для ее администрации.
Яндекс.Метрика